Концепция lifelong learning – будущее сферы образования
Учитывая стремительный темп развития технологий, уже к 2030 году каждый 16 работник будет вынужден сменить специальность. Более того, в ближайшем будущем людям придётся осваивать сразу несколько специальностей. Этой новостью для «Экономической правды» поделился ІТ-бизнесмен и партнёр инвестиционной группы Roosh Сергей Токарев.
Чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда, в будущем не обойтись без внедрения концепции lifelong learning, считает инвестор. Перемены коснутся даже подхода к обучению, что позволит образовательным учреждениям выпускать нужных бизнесу специалистов.
«Современное образование уже не успевает за бизнесом, но это нормально. Внедрение новых программ в высшие учебные заведения – процесс сложный и длительный. Если мы хотим быстро приспособиться к нуждам работодателей, необходимо менять подход к классической системе образования уже сейчас», – заверяет Сергей Токарев.
Темп развития технологий сегодня настолько большой, что мы получили существенный разрыв между потребностями бизнеса и доступными навыками новых работников, которые обеспечивают учебные заведения. Чтобы всё стабилизировать, необходимо объединить усилия.
Как бизнес может сотрудничать с образовательными заведениями
ІТ-бизнесмен выделяет несколько вариантов, которые помогут наладить связь между высшими учебными заведениями и бизнесом:
1. Создание актуальных программ.
Бизнесу следует уже сейчас искать пути сотрудничества, чтобы совместно с вузами разработать полезные и нужные курсы, а также сформировать запрос на конкретных специалистов. Необходимо делиться популярными подходами к работе, технологиями, методологиями и инструментами. Дополнительно можно создавать приватные учебные заведения.
2. Использование сильных сторон вузов.
Требования бизнеса к специалистам постоянно меняются. Одних только жёстких профессиональных навыков сегодня недостаточно. Soft skills важны для современных бизнес-процессов. Вузы имеют идеальную среду для формирования необходимых мягких навыков, так как студенты сразу же учатся коммуницировать с разными людьми, искать выход из сложных ситуаций и аргументировать свою точку зрения. Высшим учебным заведениям достаточно только добавить к этому списку другие мягкие навыки, необходимые бизнесу.
3. Создание собственных образовательных проектов.
К сожалению, сегодня не работает такой подход, когда для успешной карьеры достаточно было одного образования. Ежедневно появляются новые потребности и инструменты, которые необходимы в определённых сферах. Условные «курсы повышения квалификации» дают возможность работодателям находить специалистов с базовыми знаниями в определённой сфере и отбирать лучших из них для собственных нужд. Другой вариант – помощь кандидатам без опыта освоить специальность, в которой требуется бизнес.
4. Дуальное образование.
Подобный подход даёт возможность получать нужные знания в образовательных заведениях, а практические навыки – во время стажировки в компаниях. В итоге не нужно тратить время на переобучение и адаптацию. Более того, ни одно собеседование и тестовое задание не расскажут о кандидате столько, сколько могут реальные кейсы.
5. Использование потенциала профессионально-технических заведений.
Университеты во многом превосходят профтехи. И это несмотря на то, что их главная задача – фокусировка на прикладных навыках выпускников. На практическую часть большинства современных профессий идёт до двух лет. Поэтому логично, чтобы иллюстраторы, вебдизайнеры и разработчики обучались в профессионально-технических заведениях.
«Актуальное образование – фундамент для будущего. Современное развитие технологий вынуждает бизнес и государство объединить усилия», – говорит Сергей Токарев.