Обычно инвестиции ассоциируются с различными метриками, результатами и диаграммами, но всё чаще инвесторы начинают обращать внимание на прочие сегменты бренда. Их интересует, какую идею несёт компания в публичном поле, и что стоит за её именем, кроме желания увеличить прибыль. Инвестор и сооснователь инвестиционной группы Roosh Сергей Токарев поведал о возможности для вкладчиков не только получать доход, но и достигать общественно-важных целей.
Импакт-инвестирование – эффективная стратегия для заработка и общественной пользы
«Если 10 лет назад социально-преобразующие вклады оценивались лишь в несколько миллиардов долларов, то в 2024 году этот показатель достиг 1,571 триллиона долларов», – говорит Сергей Токарев.
Бизнесмен обозначил несколько причин, которые привели к таким результатам:
- Подобный формат инвестирования имеет спрос среди сообщества и потенциальных покупателей.
- Инвестировать в импакт-проекты можно без риска потерять прибыль.
- Такие вклады более стабильные в долгосрочной перспективе.
«Нет ничего удивительного в том, что сегодня компании во время разработки маркетинговых стратегий не упускают возможность акцентировать внимание на своих экологических и социальных активностях. Например, популярная платформа графического дизайна Canva сотрудничает с Black Duck Foods – социальным предприятием коренных народов Австралии. Вместе они продвигают традиционные методы управления земельными ресурсами и обеспечивают рабочие места для местных общин», – заверяет Сергей Токарев.
Особенности инвестирования в Украине
Полномасштабное вторжение привело к увеличению количества проектов, которые касаются социальных активностей. Сегодня в Украине практически нет компаний, которые бы не помогали военным или людям, пострадавшим от боевых действий. Но в большинстве своём это корпоративная социальная ответственность, которая не несёт в себе идею возврата инвестиций.
Импакт-проекты – это активное вложение средств с вероятностью получить прибыль. Когда компания выбирает подобный вариант инвестиций, она стремится не только вернуть деньги, но и получить прибыль. Основное отличие социально преобразующих вложений – наличие мониторинга и регуляции по раскрытию информации.
«Для Украины импакт-инвестиции – новый формат капиталовложений, который насчитывает около 1000 компаний. В большинстве своём нам помогают международные инвестиционные фонды. Первопроходцем является Western NIS Enterprise Fund, финансируемый правительством США. Он был первым на отечественном рынке, запустив в 2016 году Impact Investing Program в сотрудничестве с несколькими украинскими банками», – отмечает Токарев.
Предприниматель отмечает необходимость масштабирования импакт-инвестирования в Украине. Но для этого нужно учитывать специфику рынка. В первую очередь инвесторы должны чётко определить для себя цели – образование, медицина или климат. Если же учитывать реалии войны в Украине, это может быть восстановление школ, помощь ветеранам и прочее.
Ещё инвесторы должны оценивать проекты комплексно – не только по бизнес-модели, но и по социальному влиянию. Важно заблаговременно подготовиться к долгому планированию и возврату средств, а также настаивать на прозрачной отчётности.
Сегодня в Украине нужно инвестировать в общественно-важные проекты. Но если милитари и социальных инициатив предостаточно, то с импакт-проектами другая ситуация. Необходимо приложить определённые усилия, чтобы этот формат капиталовложений стал таким же популярным.